У людей как у зверей - о премьере Киевского еврейского театра им. Шолом-Алейхема

Нина Криворучко "Киев Еврейский".
 
11 июня в центре культуры «Мастер класс» состоялась премьера спектакля по рассказам Феликса Кривина «Жестокие животные» в исполнении актёров Еврейского музыкально-драматического театра им. Шолом-Алейхема Алексея и Юлии Кубиных. Поставил спектакль художественный руководитель вышеназванного театра Авигдор Фрейдлис. Жанр был определён как философская трагикомедия.
 
Произведения замечательного сатирика вообще в театрах ставят редко, а на сценах Киева Феликса Давыдовича уже давно не наблюдалось. За что нужно отдать должное режиссёру, театру и коллективу спектакля. Всегда актуальный «грустный» юмор Кривина сегодня звучит ещё острее, чем тогда когда был написан. Даже странно, что этого писателя сегодня не запрещают и люди искусства с его помощью могут сказать своё слово, выразить свою боль… Но обо всем по порядку.
 
Вначале, на фоне радиопомех прозвучало известное стихотворение Кривина «Змеилась речка в тишине». А дальше актёры заворожили зрителей, не отрывающих  глаз от сцены. Об этом спектакле будет ещё много споров. Одни его приняли тепло, других смутило необычное решение известных рассказов, но равнодушных не было.
 
Мне кажется, эпиграфом к трагикомедии может служить финал сказки Ивана Франко «Лис Микита»: «И у людей всё бывает, как у зверей». И с этим нельзя не согласиться. Перед началом действа, кто-то из зрителей выразил мнение, что актеры скорее всего будут облачены в наряды животных. Слава Богу этого не произошло.  Выразительные грим-маски, лаконичные светлые костюмы подчеркивали отсутствие разницы между зверями и людьми в произведениях Кривина. В спектакле много фольклорных элементов. И вместе с тем трагикомедия до невозможности современная и житейская. Алексей и Юлия просто живут на сцене. Мы слышим откровения разных животных, чаще всего — горькие, но тут же вспоминаем людей, переживших подобное. Мудрый и трагичный вывод старого труженика-осла: «Мой сын — мул говорит мне: „Ты осёл“. А ведь и вправду осёл». Ещё большая боль в исповеди ехидны, которая сначала была птицей, но никому не нужны были её полёты. Тут же вспоминаются проблемы самого Еврейского музыкально — драматического театра им. Шолом-Алейхема, который не может реализовать на практике все свои планы. Иногда из-за недостатка средств, но чаще из-за непонимания чиновников. А как ещё могут протестовать люди искусства? Только своим творчеством! Мы видим игру только двух актёров, а сколько образов Алексей и Юлия Кубины раскрыли перед зрителями!

 

В этом большая заслуга Авигдора Фрейдлиса. Режиссёр сумел органично сочетать комедию с глубоким лиризмом; трагедией животного, личности, человека. Авигдор работает не ради званий и не страдает «звёздной болезнью», он просто при своём месте и при своём деле. Худ.рук. театра обладает редким даром находить истинные таланты.
 
Премьера стала новой творческой победой коллектива Еврейского музыкально — драматического театра им. Шолом-Алейхема. К сожалению, спектакль смогли посмотреть немногие киевляне, ведь театр, завершивший свой 23 — й сезон, по сей день не имеет своего помещения и статуса коммунального учреждения культуры. И если мне уже надоело об этом писать, то каково же труппе театра и худруку это переживать? Оптимистического финала пока никак не получается.
https://evreiskiy.kiev.ua/u-ljudejj-kak-u-zverejj-o-premere-12428.html