Премьера спектакля "Марк Шагал. Седьмая свеча". "Киев еврейский"

Мария Бойчук. Премьерный спектакль Киевского еврейского театра им. Шолом Алейхема

18 октября этого года Еврейский музыкально-драматический театр им. Шолом-Алейхем (ЕМДТ) представил премьеру спектакля Зиновия Сагалова «Марк Шагал. Седьмая свеча». Полеты с ангелом во сне и наяву (в двух действиях) состоялись на сцене «Мастерской театрального искусства «Созвездие» (ул. Ярославов Вал, 16). Режиссер-постановщик спектакля — бессменный художественный руководитель театра, член Национального союза театральных деятелей Украины и Национального союза театральных деятелей Израиля — Авигдор Фрейдлис. 

Желающие будут иметь возможность посмотреть пьесу там же еще и 27.10.2012 г. Начало в 19.30.
Спектакль посвящен 125-летию со дня рождения известного французского художника Марка Шагала (6.07.1887 — 28.03.1985). Еврей по происхождению, Марк Шагал родился в Витебске, откуда в 20 лет отправился в Петербург учиться художественному мастерству, с 27-ми руб. в кармане. Это все, что мог дать своему старшему сыну бедный отец, потому что в семье, кроме Марка было восемь детей. Учась живописи, юноша внимательно выслушивал учителей и делал все по-своему: изображал мир таким, каким видел его сам. Глядя на мир глазами души, в своих работах сочетал низкое и высокое, логику и фантазию. Эту способность летать в воображении юноша сохранил с детских лет. Маленьким мальчиком взбирался он на крышу дома и оттуда мысленно летел вдаль, аж за горизонт. Душа Марка поднимала его над обыденностью. Поэтому разве он мог изображать что-то другое, а не тот мир, в котором жил?

И все это взялся донести до зрителя Авигдор Фрейдлис. Нелегкая задача: соединить обыденность и Вечность, однако мастеру удалось достичь этого своей постановкой чрезвычайно убедительно, несмотря на мало сценического пространства и декораций. Но разве настоящему таланту нужны дополнительные средства? А великолепная игра Александра Герасимчука в роли Шагала довершила работу режиссера-постановщика, создав колоритный образ неординарного художника.

Роль жены Беллы и Ангела сыграла талантливая актриса Мария Самойленко. На самом деле, жена была музой и ангелом-хранителем Шагала на протяжении всей его жизни. Со смертью любимой весь мир потерял для него краски: мастер девять месяцев не брал в руки кисти. Он словно потерял крылья. Однако живопись для Шагала, по словам самого художника, была «окошком, через которое он мог улететь в другой мир». Поэтому это окошко приоткрылось снова, даря миру безграничную любовь его души, которая влекла зрителей окунуться в удивительный мир его мечты — туда, где все Единое.

Шагал пережил трудные времена, получил признание во Франции, приютившей его. Однако всю жизнь мысленно возвращался в родной Витебск, черпая вдохновение в милых сердцу воспоминаниях детства.

В спектакле есть еще два персонажа: Мама Марка и Лушка — «Люция-Революция». С этими небольшими, но очень яркими, ролями прекрасно справились актрисы театра Татьяна Баранец и Юлия Кубина соответственно. В динамичной пьесе гармонично сочетаются лирические сцены, зажигательный еврейский танец и драматические эпизоды, звучит музыка, пение. Спектакль закончился, а зритель замирает, ожидая продолжения феерического действа. Хочется, чтобы оно продолжалось…

Поразительно, что несмотря на отсутствие собственного помещения, театр ЕМДТ существует уже 22 года, даря высокое искусство своим ценителям. Каждая постановка, будь-то пьеса или музыкально-театрализованный концерт — это всегда незабываемое действо, которое несет зрителю послание любви сердец слаженного коллектива. Где каждый актер, кроме театральной деятельности, занимается и реквизитом, и билетами, и другими жизненно важными вопросами деятельности театра. Они делают то, что нужно делать. Каждый из них «просто делает, и все ...», как сказал когда-то сам Марк Шагал, отвечая на вопрос, как он рисует свои картины. Вот вам и ответ на вопрос, почему у кого-то что-то получается.

Поэтому и на сцене актеры такие настоящие, убедительные, ибо не живут в искусственных условиях, не оторваны от реальной жизни. Знают, что никто не подаст им все и сразу, как говорится «на блюдечке с голубой каемочкой». Ведь жизнь — это постоянное испытание на прочность. А если человек талантлив по-настоящему, — он ​​всегда добивается своего: заявляет о себе настойчиво, убедительно и неотступно. Ибо таковой является его внутренняя суть. Другим он быть не может.

Чувствуя искренность и неприхотливость художественного руководителя театра Авигдора Фрейдлиса, друзья-единомышленники пытаются всячески поддерживать его. Кто-то предоставляет свое помещение для репетиций, кто-то помогает с арендой зала для спектакля. Особенно требовательный к себе и, как следствие, к окружающим, мастер уже сам отвечает и за подбор репертуара и за качество постановки. Выбирая репертуар, руководствуется основными общечеловеческими духовными ценностями. Объясняет: «Мы позиционируем себя как театр всех наций, рас и религий». Руководствуясь европейскими театральными традициями, не забывает еврейский национальный колорит. Авигдор Фрейдлис продолжает традиции театра Грановского, Михоелса и Моисея Гольдблат — своего деда, который еще до начала второй мировой войны возглавлял Киевский Государственный еврейский театр им. Шолом Алейхема.

Спектакль о Шагале — это первая за последние восемь лет постановка Фрейдлиса в возглавляемом им театре. Хотя за это время он, как приглашенный режиссер, поставил шесть различных спектаклей в трех странах: в России, Белоруссии и Казахстане. Здесь нужно отметить, что на плечах режиссеров, которые руководят театрами, по крайней мере в Киеве, кроме решения финансовых проблем, лежит еще и функция директора театра, требующая много времени. Поэтому художественному руководителю пришлось приложить немало усилий, чтобы осуществить собственную постановку в родном городе.

ЕМДТ пытается ставить то, что до них раньше никто не ставил. Первыми в Украине поставили пьесу Л. Украинки «На руинах», комическую оперу Д.Менотти «Телефон» на английском языке. В ЕМДТ начинали свою деятельность такие известные теперь эстрадные звезды как Наталья Могилевская, Татьяна Либерман (Тина Кароль) и Ирина Розенфельд, а с театральных звезд: Мирослав Павличенко (театр «На Подоле»), Елена Медведева (театр им. Франко) и многие другие.

Среди наград театра: диплом 7-го Международного фестиваля этнических театров Украины и еврорегиона «Этно-Диа-Сфера» (2006), диплом Фестиваля толерантности, проводимого в рамках дней памяти Холокоста в Петербурге (2007).

Замечательная традиция — начинать сезон с премьеры — свидетельствует о том, что ЕМДТ не просто существует, а с любовью заботится о своем зрителе. Кроме того, перед началом спектакля и в антракте зрители имели возможность пообщаться в небольшом фойе, выпить кофе, чай и отведать традиционные еврейские сладости домашней выпечки. Как показывает опыт: то, что имеет свою традицию — имеет и свое продолжение.

Поэтому нам есть чему поучиться у этого жизнеутверждающего коллектива, который несет высокий уровень европейской театральной культуры и традиций театра Гольдблат. Можно только пожелать получить собственное помещение. Ведь своей многолетней кропотливой работой коллектив доказал, что заслуживает этого. Возможно, Киевская городская государственная администрация наконец обратит внимание на существование в Киеве единственного в Украине Еврейского музыкально-драматического театра им. Шолома Алейхема, и перестанет перекладывать этот вопрос на плечи Министерства культуры, которое согласно положению имеет отношение только к тем восьми театрам страны, которым предоставлен статус национальных. Это, безусловно, дало бы возможность театру засиять новыми красками. А зрителям создало бы комфортные условия…     
Мария Бойчук "Киев еврейский".
https://evreiskiy.kiev.ua/marija-bojjchuk.-premernyjj-spektakl-11662.html