Наталия Морозова-Шимада о спектакле "Жена-еврейка"

В замечательно романтическом, уютном уголке г.Киева – музее им.А.С.Пушкина - состоялся предпремьерный показ спектакля.»Жена еврейка» - одна из небольших театральных миниатюр сложной пьесы Б.Брехта « Страх и отчаянье в третьей империи». За последние полгода – это уже

второй, новый спектакль музыкально-драматического театра им.Шолом-Алейхема, с чем ,собственно, можно поздравить этот коллектив, к которому я имею также непосредственное отношение. Театр полон идей, других проектов, которые не представлены зрителю по независящим от творчества причинам.Но статья не об этом.А – о творческом потенциале данного спектакля.
Несмотря на то, что я не являюсь ярой поклонницей Б.Брехта, и в свои «соучастники» на сцене давно выбрала Константина Сергеевича (Станиславского), но Брехт, безусловно, для меня театральный авторитет - спектакль «Жена еврейка» очень понравился.Главную роль (Юдиф Кейт) сыграла Катерина Алексеева.Мне, также - актрисе, было понятно – КАК она обыграла и по-женски «смягчила» суровые задачи Брехтовского театра: но читалось( а происходило все в маленьком зале!!) и соединение драматического действия с эпическим повествованием, было интересно наблюдать за персонажем – при отчуждении и взаимодействии с публикой..То есть я увидела в этой театральной миниатюре – как в маленькой капле – основные брехтовские постулаты, которые заинтересовали , и , в свое время, покорили театральных профессионалов 20-го столетия. Это говорит о том, что режиссер спектакля(Авигдор Фрейдлис) – он же сыграл в этом перформансе роль Фрица, - понимал и знал – что он ставит, о чем, - работая с актрисой, раскрыл ее творческий потенциал с драматической стороны.А роль Фрица для меня оказалась – в хорошем смысле – даже неоднозначной: несмотря на эпизодичность, в этом герое можно было увидеть не только мужа Юдифь, неуверенного в будущем и – потому – отпускающего свою любимую в другую страну – но и Художника данного действия, и даже – роль самогО драматурга, Бертольда Брехта.
Говорят, ожидание смерти – страшнее ее самой. Действие спектакля происходит во времена молодой ,фашистской ,Германии.Нацизм еще только формируется, будто ничего не предвещает беды – но женскую интуицию не обманешь..Не стану пересказывать сюжет: о чем да зачем. Это познается при просмотре спектакля. Ведь Брехт заложил в свою методику взаимодействие со зрителем – значит, спектакль – не теряя своей структуры, будет каждый раз новым, дыхания зрителей и актеров будут переплетаться, - чтобы рассказать, и в завершении – осудить(каждый для себя) непонятный запашок фашистской идеологии, - жестоко разрушивший в недалеком прошлом (20век)миллионы семей. Остается пожелать – не растерять в будущем – найденную актерами и режиссером тонкую грань – между Станиславским (переживание, исповедальность) и Брехтом (представление, отчуждение), и каждый раз, эмоционально и энергично, насыщать «Жену еврейку» - правдой жизни(режиссером и актрисой придумано много интересных этюдов в канве спектакля) и обоснованным (но – без пафоса) эпосом.

Наталия Морозова-Шимада;
Актриса театра и кино.
(23.01.2015).